Пятница, 26.04.2024, 02:57
Мой Московский Медицинский Колледж МИИТа
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Медицина » II курс » Философия (Преподаватель: Серебрякова Ольга Викторовна)
Философия
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 06:21 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Природа, предмет и формы философского знания


Философия - от греческого "фил" - любовь и "софия" - мудрость (любомудрие, "люблю мудрость") - понятие ввел древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). Пифагор называл себя философом, далее называли себя мудрецами. Образовывались разные философские школы.
Главная задача философии была и есть формирование мировоззрения - системы взглядов определяющая отношение человека к миру и дающая ориентиры, и регулирующая его поведение:
1. бытовое
2. религиозное
3. естественно-научное
4. философское (синтез философии и науки)

Философия - наука наук. Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Древние формы мировоззрения - мифы и религия.

Основные направления философии:
1. материализм (материя первична, на определенном этапе появляется способность чувствовать, т.е. возникает идеальная) - Фейербах, Бэкон, Маркс, Энгельс, Ленин
2. идеализм -
а) объективный (первичная идея, из нее все) - Платон, Гегель
б) субъективный (существуют "Я" и "Мое сознание", оно и порождает окружающий мир) - Беркли, Юм
3. дуализм (существуют 2 явления мира: материальное и идеальное, они соприкасаются, но не зависят друг от друга) - Аристотель, Декарт, Кант

Одной из основных проблем философии была познавательность мира.

Периодизация истории философии:
1. античная (VI до н.э. - VI н.э.)
2. средневековая (VI н.э. - XIV н.э.)
3. эпохи Возрождения (XV н.э. - XVI н.э.)
4. нового Времени (XVII н.э. - XIX н.э.)
5. новейшая (от XX века н.э. и до настоящего времени)


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 06:47 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Древний Восток - колыбель философской мысли. Философия Индии и Китая.


Индуизм - национальная религия Индии, "даршаны" - философские школы, "Веды" - главная книга ("Мудрость"), которая состоит из 4 книг. 4 книга называется "Упанишады" ("Сидеть у ног учителя") - книга комментариев.

Политэизм (много богов и богинь): Брахма, Вишну, Шива и др. Культ Брахмы отсутствует. Вишну имеет много имен, т.к. имеет много перевоплощений. Вишну - борец за правду, в седьмом воплощении - Рама, в восьмом - Кришна - строгий бог, выполнение религиозного долга дхарма. Шива - грозный бог, творческая разрушительная энергия, супруги: Шакти - символ женственности и Кали - разрушительная сила (связана с половыми оргиями). Учение о перевоплощении - "сансара". Учением о перевоплощении душ индусы оправдывают деление своего общества на касты.

Путь к спасению:
1. путь дел - исполнение ритуалов, посещение святых мест
2. путь знания - освобождение разума от представления себя отдельной от брахмана личностью. Существует "прана" - универсальная энергия, ее человек должен постичь, но нужно развивать способности, чтобы ее постичь. Одна из них йога - единство, единение. Целью совершенствования является достижение "нирваны" - сфера полной свободы, освобождение от процеса перевоплощений. Йога - философская школа с целью освобождения духа от причин вынуждающих человека к перевоплощениям.

Учение Будды (523 до н.э. - 544 до н.э.) - царевич Гаутама, "Буда" - просветленный.
1. Всякое желание, вернее стремление к воплощению желания, является источником всех проблем
2. Путь к просветлению - средний уровень жизни, соблюдать в себе добродетеля

Философия Китая


Даосизм - поклонение явлениям природы. Причина бедствий - нарушение гармонии между человеком и природой. Дао - путь; могущественная и безликая сила управляющая круговоротом во Вселенной. 2 источника энергии: Инь и Ян. Инь - женское начало, а Ян - мужское начало.

Первое учение - учение Лао Цзы ("Старый младенец") - предлагало подход к жизни увэй - бездеятельность и неактивная жизнь (Энергия Ци).

Второе учение - учение Конфуция - складывается в VI в. до н.э. Конфуций - сановник, 13 лет был странствующим философом, создал книги "Древняя История", "Книга песнопений", "Книга церемоний", "Книга перемен", но при жизни не был принят. Учение о достижении мира аи гармонии, воспитать в себе человечность, справедливость, идеальное поведение, мудрость и верность. Учение получило название "конфуцианство":только работая над собой можно достигнуть нравственного совершенства, почитая предков. Конфуцианство становится государственной религией Китая.

Возникновения и этапы развития античной философии в Греции (VI до н.э. - IV н.э.):
1. религиозная свобода греческих полисов
2. удачное географическое положение
3. отделение умственного труда от физического

Фалес - один из первый философов, ученый энциклопедист, предсказал солнечное затмение, сумел подсчитать, что в году 365 дней, считал единым связующим началом Воду, выделял Мир Разума и Мир Демонов. Его учеником был Анаксимандр. Первоначало (апейрон) - неопределенное вещество, Земля- центр, три кольца: солнечное, лунное и звездное. Вторым учеником Фалеса был Анаксимен - астроном, метеоролог, считал первоначалом Воздух.

Гераклит - "О природе", настаивал на изменчивости бытия, Мир сотворен из Огня и управляется божественным Логосом (словом, разумом), Мир в стадии становления, за свои выводы причислен к христианам до Христа: человек - центр всего живого, человек связан с Логосом через душу, чтобы понять Логос нужно быть правильным человеком.

Ксенофан - VI-V век до н.э, критиковал языческую веру в человекоподобных богов, началом считал Землю смешанную с Водой.

Пифагор - математик, сущность всякой вещи есть число, делает вывод, что Бог един и является началом всего, Земля имеет форму шара и вращается.

Демокрит - один из первых материалистов, атомизм - создал учение об атомах, признает смертность душ и богов.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 06:51 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Натурфилософия - наука, изучающая философию природы, "мудрость природы".

Космологическая концепция Фалеса:
1. начало всего есть вода
2. земля плавает на воде, подобно куску дерева
3. все в мире одушевлено

Гераклит: "Природа любит прятаться", "Здравый рассудок - у всех общий".

Эпиктет:"Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти".

Эпикур: "Пока мы живы - смерти нет, когда мы мертвы - нет жизни", "Проживи незаметно!"

"Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недостойно сильного человека - поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости".

"Как ни мучительно это страдание, но не признаю никогда, что оно - зло".


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 07:27 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Античная и римская философия


Эпоха эллинизма - распространение греческой культуры почти на весь фивилизованный мир, но наблюдается упадок Греции.

Сознание ценности своей индивидуальности. Главная ценность - личность отдельного человека, меняется весь строй философии, появляется практическая направленность философии - утешительницы к житейских скорбях.
1. стоицизм - стоики
2. эпикурейство - эпикуры
3. скептицизм - скептики
Стоицизм, эпикурейство и скептицизм - догматические учения (в учении догмы - считавшееся безусловно истинными и связанными для мировоззрения каждого философа школы).

Стоицизм - основатель Зенон:
1. этика
2. физика
3. логика

Цель жизни - всеобщее благо, обладание которым блаженство.

Благо - разумно совершаемая добродетель и разумное поведение, согласие с природой, все сущее подчиняется закону судьбы (мойра или фатум), сопротивление судьбе это ненужные страдания, должна быть полная покорность судьбе.

"Судьба покорных ведет, а непокорных влечет".

Чтобы не страдать, надо достичь апатии или атараксии - бесстрашного невозмутимого состояния.

Высший долг - подавлять страсти, бороться с пороками.

Эпикурейство - основатель Эпикур (316 год до н.э.), учеников называли эпикурейцами или "философы из сада".

Единственное безусловное благо - удовольствие, а зло - страдания.

Удовольствие - избавление от страданий, безмятежное состояние души.

Проживи незаметно = Хорошо прожил тот, кто хорошо укрылся.

Все удовольствия делятся на:
1. удовольствия покоя - доступны Богам
2. удовольствия движения - доступны смертным
а) естественное - необходимое (пища, сон), и не необходимое (половая жизнь)
б) неестественное - пьянство, связанные с возмездием, например, с головной болью похмелья.

"Пока мы живы смерти еще нет, а когда смерть наступит, то нас уже не будет."

Скептицизм - проповедь тотального сомнения, учитель Пиррон. sceptum - сомневаться, оглядываться (греческое). Главным источником познания является чувственное познание, а оно часто ложно. Нет критерия, чтобы отличать ложное суждения от истинного.

Эпохэ - воздержание от суждения вообще. "Говорить можно много, но ничего нельзя категорически утверждать. Жить можно как все, но не потому что это правильно, а потому что так принято." Единственная задача - воздержание от суждений и умеренный образ жизни, чтобы достичь состояния невозмутимости души.

"Все испытывайте, хорошего держитесь" - апостол Павел.

Неоплатонизм - вершина греческой философии, религиозное учение, приверженцем обещают вечное блаженство через слияние с божеством. Основатель Плотин. Существует единый непостижимый бог (Первоединство). из него через ряд эманаций - истечений, происходит весь многослойный универсум -мир. В самом низу мира материя - бескачественна, представляет сбой потенцию (возможность). Человек развиваясь должен приблизиться к Первоединому и слиться с ним.

Философ-последователь - Порфирий, откровенно боролся с христианами, поддерживал восточные культы, языческую религию, астролог и чернокнижник, обладал некими тайнами, но в 529 году у последователей было отнято право преподаватель в пределах империи. Конец язычеству.

Основной принцип жизни по Томасу Мору - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Все утопийцы - высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Единый бог - Митра.

Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. Каждый называет своей собственностью то, что он найдет. Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство. Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность.

Душа бессмертна и по благодати Божией рождена для счастья, за добродетель и добрые дела назначена после этой жизни нам награда, а за гнусности - кара.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 07:57 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Философия XVII-XVIII веков (Философия Нового Времени)


1. Рационализм (рассудок, разум (лат.)) - уверенность во всемогущество человеческого разума.

Фрэнсис Бэкон: "Знание - сила".

Вражда с религией, новые рациональные мысли, религия признана ненаучным познанием.

2. Просветительство - донести свое учение до широких народных масс.

В XVII веке возникает просветительство в следствие развития грамотности. Философы не замыкались своих философских школах и свою миссию видели, чтобы просветить народ.

Фрэнсис Бэкон - деятельный лорд-канцлер Англии, политик, философ, написал "О достоинствах и приумножения науках", а также "Социальная Утопия" и "Новая Атлантида" , все проблемы будут решаться научно-техническим прогрессом, человек должен отказаться от идолов:
а) рода - разум и чувства человека, т.е. предрассудки людей и начало психоанализа
б) пещеры
в) площади
г) театра - вера в авторитеты

Фрэнсис Бэкон вводит слово "индукция" - очищенный человеческий разум, т.е. методическое обобщение от частных наблюдений к общим понятиям.

Религию не отрицает, но говорит:"Легкие глоткИ философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Бенедикт Спиноза - голландский еврей, Бога отождествлял с природой, разумное начало разлито в природе, "Этика доказанная геометрическим способом", пытался доказать этику математическим способом.

Джордж Беркли - английский епископ, философ, боролся против материализма в науке, утверждал, что цели ученых научиться понимать язык Творца, а не притязать на объяснение всего одними телесными причинами.

Дэвид Юм - "Исследование о человеческом разуме", ставил под сомнение причинно-следственное мировоззрение. "То, что следует за чем-то, необязательно следует в следствии чего-то".


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 08:27 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
В IV-V вв н.э. в Европе происходят глобальные геополитические изменения. Римская империя сначала распадается на 2 отдельных государства - Западную и Восточную. Затем под давлением варварских племен Западная империя прекращает свое существование и вместо нее в Западной Европе образуется государства, основанные различными племенами варваров, а на Востоке возникает Византийская империя. С момента распада Римской империи начинается переход в Средние века. На смену античным и языческим религиям различных народов, заселявших Европу, приходит христианство - становится основной мировоззренческой системой всей европейской цивилизации. Поэтому и философия в эпоху Средневековья существует прежде всего как христианская философия.

Христианство возросло из недр религии древних евреев - иудаизма. Древние евреи верили в существование единого бога Яхве. В этом состояло основное отличие их религии от религий большинства соседних с ними народов, в том числе греков и римлян, у которых сохранялись политические религиозные убеждения.

По верованию древних евреев Яхве избрал их народ как единственный достойный божественного заступничества, поэтому они являются "избранным народом" среди других народов. Несмотря на все беды, постигшие евреев, Яхве не оставляет их без своего покровительства, и со временем произойдет явление Мессии на Землю. Мессия принесет евреям новое слово Бога, откроет им Божественную истину, спасет их от грехов, а другие народы будут подвергнуты наказанию за свое неверие.

История древних еврее, заповеди, пророчества изложены в священных книгах, объединенных под общим названием Танах. В 30-х годах I века в Иудее появился человек, которого начали считать Мессией, сыном Божьем. Веровавшие в его Божественное происхождение назвали его Иешуа, позднее Иисус Христос. Его учение было направлено не только и не столько евреям, сколько всем людям, поверившим в единого Бога независимо от того к какому народу и религии эти люди принадлежат до принятия веры в единого Бога.

Иисус был осужден на казнь и распят на кресте. Он воскрес на третий день после распятия и доказал всем истинность проповедуемого им учения.

Первые ученики - апостолы. Во второй половине I века появляется запись о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа, которые стали называться Евангелием.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 08:36 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Развитие русской философии и ее особенности


Связаны с православным характером:
1. глубокая религиозность
2. обостренный интерес к поиску смысла жизни
3. отсутствие всеобъемлющих философских систем
4. большое философское значение русской художественной литературы, но глубокая религиозность имеет противоположное направление:
а) религиозно-идеалистическое
б) материалистический атеизм

Писатели того времени: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой.

С XIX века существует русская философия (причины такого позднего развития):
1. татаро-монгольское нашествие;
2. замкнутость и самоизоляция Московского государства от Европы;
3. отсутствие в русском обществе до XVIII века стремления к внецерковной философской деятельности. Главными очагами философии были духовные академии.

Первые традиции формируют славянофилы и западники. Затем формируется нигилизм (с лат. "ничто") - точка зрения абсолютного отрицания несвязанного ни с какими положительными ценностями (Чернышевский, Писарев, герой Тургенева Базаров).

Анархизм - отрицание любой власти (Бакунин, Кропоткин).

Марксизм - революционная теория, осуществление революции, советская философия (Плеханов, Ленин).


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 08:50 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Учение о бытие. Понятие, формы и свойства бытия.


Онтология - наука о бытие как таковом (ontos - сущее, logos - учение). Бытие - те процессы, которые существуют реально и независимо от нас. Ввел в философию понятие "бытие" Парменид:"Бытие - есть Мысль, Благо, Свет и Истина. оно едино, неизменно и неподвижно. Оно не возникло и не уничтожимо, т.е. бесконечно во времени." Парменид умаляет роль человека. Гераклит утверждал, что бытие находится в постоянном движении ("Все течет, все меняется"), а человек - критерий бытия ("Человек есть мера всех вещей").

Основные формы бытия:
1.бытие предметов, процессов, состояния природы
2. бытие человека
3. бытие духовное
4. бытие социальное

Этапы развития понятия бытие в истории философии:
1. античность - бытие это логос, оно вечно и неподвижно
2. средневековье - бытие - Бог
3. новое время - бытие - человек, его сознание и потребности
4. новейшее время - человек в своем познании мира его конструирует:
а) марксизм - человек преобразует мир и самого себя
б) религиозно-идеалистическое понятие - Бог-центр и исходная точка, и завершение бытия


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 09:04 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Понятие материи в истории философии. Диалектико-материалистическое учение о материи.


Античный материализм постулировал тезис, согласно которому которому "из ничего не возникает ничего", следовательно, материя вечно существует.

Материализм XVIII века отказывается от понятия Бога, и материя начинает рассматриваться как бытие, сопряженное с пространством. Пространство же понимается как математическое тело, которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений. Оно объявляется всеобщим местом вещей, а материя сводится к "абстрактной чувственности геометра".

Определение материи В.И.Лениным:"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью. Материя существует только во многообразии конкретных объектов - материя неисчерпаема.

Наука и материализм имею одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 09:59 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Категория материи, ее роль в философии.


Materio от латинского - вещество; философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Владимир Ильич Ленин).

Материя - всеобщая субстанция, (основа) т.е. основа всего в мире. В этом определении материи мы видим принцип материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения свойств связей и форм движения материи.

Религиозно-идеалистическое понимание мира


В качестве субстанции понимается божественная воля, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывается от мозга, подвергается абсолютизации и обожествлению.

С позиции христианского мировоззрения материя это единое постоянное и неизменное субстанциональное начало физического мира. Материя сама по себе не есть бытие, а только чистая возможность бытия, возможность чем-то становиться, можно даже сказать, что материя есть "не-бытие", но это "не-бытие" относительно, в нем уже содержится возможность бытия.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 10:25 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Жизнь как звено в бытие


Происхождение жизни:
1. религиозная идея творения
2. космическое происхождение
3. теория эволюции

Основные законы и категории философии


Закон - устойчивая повторяющаяся для данной группы явлений связь.
1. закон единства и борьбы противоположностей (источник развития). В каждом явлении есть противоположности.
2. закон перехода количества в качество (раскрывает механизм развития. Как оно идет) - периодическая система Менделеева например.
3. закон отрицания отрицания - показывает форму и направление развития.

Диалектика - учение о всеобщих связях и развитии.
1. искусство спора (Сократ)
2. движение мысли от конкретных знаний к общим понятиям (Платон)
3. представление о мире как подвижном и изменчивом (Гераклит)

По Гегелю диалектика - душа истинного познания, принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Диалектическая концепция развития:
1. мир - единое целое. Все предметы, явления взаимодействуют между собой.
2. мир развивается, существуют разные формы движения: от низших (механическая) до высших (биологическая и социальная).
3. развитие - превращение количества в качественное, скачкообразный переход от низшего к высшему.
4. миру свойственно саморазвитие, источник которого внутреннее противоречие в предметах и явлениях, единство и борьба противоположностей.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 11:19 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Сознательное и бессознательное в природе человека.


Сознание - высшая форма психической деятельности человека.
1. античность. Акт восприятия как "воск-отпечаток".
2. в христианском мире сознание это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о духовном опыте.

Платон выделял три уровня:
1. единение с Богом, приобщение к божественной красоте и простоте
2. уровень рассуждений и рефлексии (от лат. "обращение назад")
3. низший, на котором торжествуют инстинкты и страсти

Сознание - свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга).

Сущность сознания в целенаправленном отражении свойств и предметов внешнего мира.

Бессознательная психическая деятельность - психическое явление и действие, которые не являются в данный момент центром его смысловой деятельности (реакция защиты, гипноз, сон и др.).

Сознание рождается в сознательной деятельности человека.

Карл Маркс считал, что сознание зависит от бытия.

Ученый Зигмунд Фрейд считал, что сознание предопределено биологией человека, его инстинктами.

В человеке соединяются сознательное и бессознательное.

Юм говорит о несознательной деятельности коллектива; человек пользуется с рождения "коллективным бессознательным".

Суть учения Зигмунда фрейда - он говорит, что в человеке заключена огромная сила - бессознательное "оно". Этой силой управляет психическая энергия сексуального влечения -"либидо". Общественные нормы "Сверх-Я" образуют систему социальных фильтров, то, что в них не пропускается, загоняется в бессознательное и становится причиной психических расстройств.

Сенсуалисты (от лат. Sensus - чувство, ощущение) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания - единственный источник достижения истины (Гоббс, Фейербах, Беркли, Юм). Гельвеций полагал, что "все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума".

Рационалисты (от лат. Ratio - разум, мышление) стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимыми непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщения, а могут быть почерпнуты из самого мышления (Декарт, Лейбниц, Гегель).

Сенсуализм абсолютировал чувственное познание, принижая роль мышления. Рационализм отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления вплоть до отрыва его от реальности.

Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.

Ощущения - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и т.д.

Восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данного в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

Чувственное познание - у человека осуществляется посредством органов чувств, которые есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 02.07.2011, 12:35 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Теория познания


Познание - правильное отражение внешнего мира. Выделяют два уровня:
1. чувственное (познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

Основные формы чувственного познания:
1) ощущение - красный, звонкий, кислый, ароматный, твердый.
2) восприятие - целостный образ наблюдаемого предмета (дома, человек и т.д.).
3) представление - воспроизведение в сознании раннее виденных предметов и явлений (деревья, посуда, молния).

2. рациональное познание (логическая ступень) - познание посредством мышления, языкового общения.

Основные формы рационального познания:
1) понятие - число, животное, государство.
2) суждение - "грипп это инфекционное заболевание", "Л.Н.Толстой - великий русский писатель".
3) умозаключение - "все газы сжижаемы, кислород - газ, следовательно, кислород сжижаем"

Материалисты утверждают, что мир материален, следовательно, познаваем.

Проблемы познания в русской религиозной философии XIX-XX веков


2 вида познания:
1. чувственное
2. духовное

Сам Христос есть истина, следовательно, истинное познание должно быть причастно Христу.

Сердце как орган познания - центр чувственной познавательной деятельности.

В православии есть учение о том, что душа человека действует под влиянием 1 из 3 воль:
1. божественная воля - всегда направленная ко благу
2. воля Сатаны - влекущая ко злу
3. собственная человеческая - колеблющаяся между добром и злом

Непосредственная цель познания в любой его форме - истина, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый "спутник" истины на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение.

Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, неразрывно связанные стороны и моменты единого процесса познания.

Истина по М.Хайдеггеру включает в себя не истину как свою противоположности, т.е. несовпадение высказывания с вещью.

Сущность истины по Хайдеггеру - как свобода человека, неистину трактует как поиск.

К.Поппер говорит, что истина - это утверждение, суждение, высказывание или мнение, которое соответствует фактам.

Заблуждение - это знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Есть формы:
1. научные
2. ненаучные (религиозные, идеалистические, метафизические, утопические и др.)

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах.

Истина - знание, соответствующие своему предмету, совпадающее с ним.


Мой отдых
 
Форум » Медицина » II курс » Философия (Преподаватель: Серебрякова Ольга Викторовна)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

My-medcollege © 2024-2012Конструктор сайтов - uCoz