Вторник, 30.04.2024, 17:40
Мой Московский Медицинский Колледж МИИТа
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Медицина » III курс » Социальная психология (Преподаватель: Назаренко Наталья Валерьевна)
Социальная психология
ВулфиДата: Пятница, 03.09.2010, 18:48 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Введение в социальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношение с группой людей. Изучает психологическую совместимость людей, а также социально-психологические проявления в больших группах.
Отрасли психологии: социальная, педагогическая, возрастная, инженерная, медицинская, психофизиологическая, рекламы, юридическая.
Основные методы социальной психологии:
1. наблюдение
- внешнее (со стороны)
- внутреннее (самонаблюдение или интроспекция)
- стандартизированное (наблюдение ведется по строго продуманной программе)
- свободное (не имеет заранее установленных рамок процедуры его проведения, может меняться предмет наблюдения в зависимости от желания наблюдателя)
- включенное (человек выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым он наблюдает)
- стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе)
2. опрос
- устный (ответы испытуемых существенным образом зависит от индивидуальных особенностей и поведения обоих лиц в ситуации опроса)
- письменный
- свободный (разновидность устного или письменного опроса)
- стандартизированный (вопросы и ответы на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками)
3. тесты
- тест-опросник (система заранее продуманных и тщательно отобранных вопросов)
- тест-задание (серия специальных заданий)
- проективный (сюжетно-неопределенная ситуация для произвольной интерпретации)
4. эксперимент (целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и проявляется лучше всех)
- естественный (организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается, а лишь фиксирует происходящее)
- лабораторный (создание искусственной ситуации для лучшей оценки изучаемого свойства)
5. социометрия (измерение психологического климата в группе и место каждого изучаемого в группе)
6. анализ результатов деятельности.
Опрос, тесты и анализ - вспомогательные методы, а остальные - главные.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Пятница, 17.09.2010, 16:07 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Психология конфликта.

Конфликт - столкновение двух сторон на основе непонимания возникающих в процессе взаимодействия. Сопровождается негативными эмоциями.

Структура конфликта.
1) Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит источником раздела между сторонами. Конфликт не всегда является явным.
2) Стороны конфликта - люди, отдельные стороны личности, группа людей и т.д.
3) Образы конфликтной ситуации - они имеются у каждого из участников конфликта и не всегда соответствует реальности.
4) конфликтные действия направлены на то, чтобы блокировать достижения другой стороны, ее цели и интересы.

Масштаб распространения конфликта, виды конфликтов:
- внутриличностный
- межличностный
- межгрупповой
- межгосудасртвенный
- межкоалиционный

Управление конфликтами. Этапы:
1) прогнозирование конфликта - направлено на выявление причин потенциального конфликта в ситуации равновесия
2) стимулирование - действия направленных на провокацию, вызов открытого столкновения
3) предупреждение - представляет собой реализацию системы мероприятий, направленных на недопущение возникновения открытого конфликта и может основываться на эффективном управлением группой.
4) регулирование - сознательное управление процессом, направленное на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Стили конфликтного взаимодействия:
1. соревнование
2. избегание
3. компромисс
4. приспособление
5. сотрудничество

Психология группы.

Группа - это 2 и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияя дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы".

Малая группа - 3-15 человек, большие группы это 15 и более человек.

Коллектив - группа социально-психологического развития, обладает наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей.

Групповые явления:
- нормы
- мнение
- традиции и обычаи


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 18.09.2010, 14:29 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Психология агрессии.

Агрессия - физическое или вербальное поведение направленное на причинение вреда кому-либо.

Виды агрессии:
1. физическая (драка)
2. вербальная (крик, визг, ругань)
3. зависть
4. обида
5. аутоагрессия (пирсинг, татуировки, суицид, наркомания, различные шрамирования, кусание ногтей и заусенцов, сосание волос и др.)

Факторы:
1. приобретенный социальный навык - работа, семья, общество, порнография, сексуальное насилие
2. биохимический - алкоголь, половые гормоны (тестостерон)

Психология альтруизма

Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи несвязанной эгоистическими интересами.

Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен.

Виды:
1. эгоизм - мотивация улучшить свое благополучие
2. подлинный - увеличение благополучия других

Факторы:
1. взаимность
2. социальная ответственность
3. защита рода
4. черты личности
5. эффект очевидца
6. сознание вины
7. хорошее настроение


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 29.01.2011, 22:00 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Социопсихосоматика здоровья.

Медицинская психология изучает изменение в психических процессах и складе личности под влиянием болезни, а также психологические особенности взаимоотношений между больным и медицинским персоналом, между медицинским персоналом и родственниками больного человека и между персоналом (врач-медсестра-санитарка). Психосоматическая медицина - область междисциплинарных исследований (таких как философия, психология, медицина, физиология и др.), направленных на изучение души и тела, т.е. соматические проблемы.

В 1918 году И.Хайротом было введено понятие "психосоматика", а спустя 10 лет К.Якоби впервые использовал понятие "соматопсихика". В 1934 году Ф.Александэр сформулировал гипотезу специфичности психосоматических заболеваний: психологические факторы ведущие к соматической болезни, представляют собой установки больного по отношению к себе или к окружающему миру.

Психогения и соматогения.

В тех случаях, когда конфликты и стрессы вызывают болезненное нарушение психики, говорят о психогениях (неврозы и психозы).
В тех случаях, когда конфликты и стрессы вызывают нарушение соматических функций, говорят о соматогениях (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, экзема, чешуйчатый лишай, стенокардия, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки).


Мой отдых
 
ВулфиДата: Четверг, 03.02.2011, 17:20 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Гипертоническая болезнь - повышение АД - ведущий первичный признак, главным звеном патогенеза является изменение тонуса гладких мышц большого круга кровообращения, в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса через сосудистый центр и железы внутренней секреции.
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки - в основе патогенеза нарушение кровоснабжения желудочной стенки (в результате спазма сосудов). Развивается атрофия и некроз желудочной стенки.
Бронхиальная астма - а основе патогенеза спазм сосудов бронхов, бронхиол и самостоятельный их спазм. В результате приступ удушья, астма.

Невроз - психогенное, как правило, конфликтогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических признаках.

Характеризуется:
1. обратимостью патологических нарушений независимо от их длительности
2. существлением связи между клинической картиной невроза и патогенной конфликтной ситуацией
3. специфичностью клинических проявлений
В отличии от психозов при неврозах страдает лишь часть личности.

Основные невротические синдромы:
1. астенический (нервно-психическая слабость) - общая слабость, тревога, забывчивость, склонность к слезам, характерна триада нарушения
I - собственно астения (см.выше)
II - вегетативные проявления
- лабильность пульса и АД, общий и дистальный гипергидроз(потливость), частые головные боли, стойкие дермографические реакции
III - нарушение сна
- бессонница, сон с пробуждениями ночью, после пробуждения жалобы на чувство разбитости
2. обсессивный (синдром навязчивости) - развивается на фоне ясного сознания, что вызывает критическое отношение к навязчивым явлениям (бесплодное мудрствование, навязчивый счет, воспроизведение в памяти забывшиеся имена)
3. фобический - фобии представляют собой навязчивое переживание страха с ярко выраженной его критикой
4. ипохондрический - неадекватное отношение к собственному здоровью, озабоченность, обычно сочетается с тревогой и депрессией
5. синдром невротической депрессии - снижен фон настроения, пессимизм носит не общий характер, а ограничено зоной конфликтной ситуации.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Суббота, 12.02.2011, 15:45 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Профессионально важные качества медсестры

1. отношение к другим людям и обществу в целом (эгоизм-гуманность, доброжелательность-негативизм, правдивость-лживость, брезгливость-небрезгливость, тактичность-бестактность, чуткость-нечуткость)
2. отношение к труду (трудолюбие-леность, аккуратность-неряшливость)
3. отношение к самому себе (застенчивость-цинизм, требовательность-самоуспокоение)
4. отношение к собственности (щедрый-жадный, аккуратность-неряшливость)


Мой отдых
 
ВулфиДата: Среда, 16.03.2011, 19:39 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Психология общения с пациентом. Психология проведения сестринских манипуляций.

Общение – процесс не только передачи информации, а взаимопознания и взаимовлияния между людьми.

Виды общения: вербальное (речь), невербальное (жесты, мимика, пантомимика).

Типы общения: монолог, диалог, личностно ориентированное общение, при помощи ролей и масок (роль медсестры, врача, мужа, жены, маска зайца, заезженная пластинка).

Общение бывает непосредственное (глаза в глаза) и опосредованное (телефон, интернет, письма).

Дистанции:
1.публичная – при проведении мероприятий, расстояние 3,5 метра и более
2.социальная – от 1,2 метра до 3,6 метра, чаще, таким образом, общаются люди занятые одним совместным делом
3.личная – от 45 см до 1,2 метра. Общаются люди имеющие тесный эмоциональный контакт (приятели, друзья)
4.интимная – не более 45 см (супруги, влюбленные, родители и дети).

Психология проведения сестринских манипуляций. Психологическая подготовка пациента к обследованию.

Перед ожиданием многих процедур пациенты испытывают страх и тревогу. Эти эмоции сопровождаются выраженными вегетативными признаками: повышение АД, учащение пульса, ускорение дыхания, дрожание и тики, расширение зрачков, подъем мышечного тонуса, подавление слюноотделения, бледность, тенденция к опорожнению.

Страх осложняет ход обследования: повышение АД и тахикардия могут дать неправильный диагноз. Защитная реакция от страха затрудняет стоматологические вмешательства.

Тревога – психическое состояние, аналогичное страху, но при нем человек не знает, чего он конкретно боится.

Пациенту необходимо объяснить, что с ним собираются делать, необходимо доступное информирование. Объяснение должно соответствовать образовательному уровню пациента.

При проведении болезненной манипуляции медсестра должна сообщить об этом пациенту перед началом манипуляции, а не накануне, при этом выразить сожаление, что не могла поступить иначе.

Одним из методов ослабления боли является отвлечение внимания больного.

Человек добровольно пускает в свою интимную зону лишь когда доверяет. Медсестра, выполняя профессиональные обязанности, постоянно вторгается в эту зону (особенно когда следит за чистотой, соблюдает правила гигиены у пациентов, особенно у пожилых и тяжелобольных).

Психологический уход за умирающими и тяжелобольными.

Первая классификация – умирание во времени (В 1969 году Кюблер-Росс):
1.отрицание
2.гнев
3.торг
4.депрессия
5.принятие

Вторая классификация – умирание, близость смерти и сама смерть (Эр-Нойес в 1971 году):
1.сопротивление – осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью, в момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает, и человек начинает ощущать спокойствие
2.обзор жизни – происходит в форме панорамы воспоминаний сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающие все прошлое человека. Сопровождается положительными эмоциями
3.трансцендентность (космическое сознание) – люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь.


Мой отдых
 
ВулфиДата: Среда, 23.03.2011, 17:18 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Синдром эмоционального выгорания. Причины возникновения. Симптомы. Профилактика и лечение.

Синдром эмоционального выгорания - это состояние, когда личность не в состоянии осуществлять по-прежнему проф.деятельность. Возможные причины С.Э.В.(Синдром эмоционального выгорания):
1. семейно-бытовые проблемы
2. личностный фактор
3. фактор среды (место работы, условия и т.д.)
4. принижение социального статуса профессии в том числе и материально
5. ограничение активности персонала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных действий (когда инициатива наказуема)
6. непризнание истинных заслуг

Симптомы: усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, психосоматические проблемы (колебание АД, головные боли, заболевания ЖКТ, ССС, неврологические расстройства), бессонница, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присущего раньше "это дело на всю жизнь"), тревожное состояние, чувство вины, агрессивность тенденции (гнев и раздражительность к окружающим).

Профилактика: главное значение имеет способность выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния эмоциональному выгоранию, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.


Мой отдых
 
Форум » Медицина » III курс » Социальная психология (Преподаватель: Назаренко Наталья Валерьевна)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

My-medcollege © 2024-2012Конструктор сайтов - uCoz