Социальная психология
| |
Вулфи | Дата: Пятница, 03.09.2010, 18:48 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Введение в социальную психологию. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношение с группой людей. Изучает психологическую совместимость людей, а также социально-психологические проявления в больших группах. Отрасли психологии: социальная, педагогическая, возрастная, инженерная, медицинская, психофизиологическая, рекламы, юридическая. Основные методы социальной психологии: 1. наблюдение - внешнее (со стороны) - внутреннее (самонаблюдение или интроспекция) - стандартизированное (наблюдение ведется по строго продуманной программе) - свободное (не имеет заранее установленных рамок процедуры его проведения, может меняться предмет наблюдения в зависимости от желания наблюдателя) - включенное (человек выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым он наблюдает) - стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе) 2. опрос - устный (ответы испытуемых существенным образом зависит от индивидуальных особенностей и поведения обоих лиц в ситуации опроса) - письменный - свободный (разновидность устного или письменного опроса) - стандартизированный (вопросы и ответы на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками) 3. тесты - тест-опросник (система заранее продуманных и тщательно отобранных вопросов) - тест-задание (серия специальных заданий) - проективный (сюжетно-неопределенная ситуация для произвольной интерпретации) 4. эксперимент (целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и проявляется лучше всех) - естественный (организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается, а лишь фиксирует происходящее) - лабораторный (создание искусственной ситуации для лучшей оценки изучаемого свойства) 5. социометрия (измерение психологического климата в группе и место каждого изучаемого в группе) 6. анализ результатов деятельности. Опрос, тесты и анализ - вспомогательные методы, а остальные - главные.
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Пятница, 17.09.2010, 16:07 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Психология конфликта. Конфликт - столкновение двух сторон на основе непонимания возникающих в процессе взаимодействия. Сопровождается негативными эмоциями. Структура конфликта. 1) Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит источником раздела между сторонами. Конфликт не всегда является явным. 2) Стороны конфликта - люди, отдельные стороны личности, группа людей и т.д. 3) Образы конфликтной ситуации - они имеются у каждого из участников конфликта и не всегда соответствует реальности. 4) конфликтные действия направлены на то, чтобы блокировать достижения другой стороны, ее цели и интересы. Масштаб распространения конфликта, виды конфликтов: - внутриличностный - межличностный - межгрупповой - межгосудасртвенный - межкоалиционный Управление конфликтами. Этапы: 1) прогнозирование конфликта - направлено на выявление причин потенциального конфликта в ситуации равновесия 2) стимулирование - действия направленных на провокацию, вызов открытого столкновения 3) предупреждение - представляет собой реализацию системы мероприятий, направленных на недопущение возникновения открытого конфликта и может основываться на эффективном управлением группой. 4) регулирование - сознательное управление процессом, направленное на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Стили конфликтного взаимодействия: 1. соревнование 2. избегание 3. компромисс 4. приспособление 5. сотрудничество Психология группы. Группа - это 2 и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияя дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". Малая группа - 3-15 человек, большие группы это 15 и более человек. Коллектив - группа социально-психологического развития, обладает наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей. Групповые явления: - нормы - мнение - традиции и обычаи
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Суббота, 18.09.2010, 14:29 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Психология агрессии. Агрессия - физическое или вербальное поведение направленное на причинение вреда кому-либо. Виды агрессии: 1. физическая (драка) 2. вербальная (крик, визг, ругань) 3. зависть 4. обида 5. аутоагрессия (пирсинг, татуировки, суицид, наркомания, различные шрамирования, кусание ногтей и заусенцов, сосание волос и др.) Факторы: 1. приобретенный социальный навык - работа, семья, общество, порнография, сексуальное насилие 2. биохимический - алкоголь, половые гормоны (тестостерон) Психология альтруизма Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи несвязанной эгоистическими интересами. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен. Виды: 1. эгоизм - мотивация улучшить свое благополучие 2. подлинный - увеличение благополучия других Факторы: 1. взаимность 2. социальная ответственность 3. защита рода 4. черты личности 5. эффект очевидца 6. сознание вины 7. хорошее настроение
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Суббота, 29.01.2011, 22:00 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Социопсихосоматика здоровья. Медицинская психология изучает изменение в психических процессах и складе личности под влиянием болезни, а также психологические особенности взаимоотношений между больным и медицинским персоналом, между медицинским персоналом и родственниками больного человека и между персоналом (врач-медсестра-санитарка). Психосоматическая медицина - область междисциплинарных исследований (таких как философия, психология, медицина, физиология и др.), направленных на изучение души и тела, т.е. соматические проблемы. В 1918 году И.Хайротом было введено понятие "психосоматика", а спустя 10 лет К.Якоби впервые использовал понятие "соматопсихика". В 1934 году Ф.Александэр сформулировал гипотезу специфичности психосоматических заболеваний: психологические факторы ведущие к соматической болезни, представляют собой установки больного по отношению к себе или к окружающему миру. Психогения и соматогения. В тех случаях, когда конфликты и стрессы вызывают болезненное нарушение психики, говорят о психогениях (неврозы и психозы). В тех случаях, когда конфликты и стрессы вызывают нарушение соматических функций, говорят о соматогениях (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, экзема, чешуйчатый лишай, стенокардия, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки).
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Четверг, 03.02.2011, 17:20 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Гипертоническая болезнь - повышение АД - ведущий первичный признак, главным звеном патогенеза является изменение тонуса гладких мышц большого круга кровообращения, в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса через сосудистый центр и железы внутренней секреции. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки - в основе патогенеза нарушение кровоснабжения желудочной стенки (в результате спазма сосудов). Развивается атрофия и некроз желудочной стенки. Бронхиальная астма - а основе патогенеза спазм сосудов бронхов, бронхиол и самостоятельный их спазм. В результате приступ удушья, астма. Невроз - психогенное, как правило, конфликтогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических признаках. Характеризуется: 1. обратимостью патологических нарушений независимо от их длительности 2. существлением связи между клинической картиной невроза и патогенной конфликтной ситуацией 3. специфичностью клинических проявлений В отличии от психозов при неврозах страдает лишь часть личности. Основные невротические синдромы: 1. астенический (нервно-психическая слабость) - общая слабость, тревога, забывчивость, склонность к слезам, характерна триада нарушения I - собственно астения (см.выше) II - вегетативные проявления - лабильность пульса и АД, общий и дистальный гипергидроз(потливость), частые головные боли, стойкие дермографические реакции III - нарушение сна - бессонница, сон с пробуждениями ночью, после пробуждения жалобы на чувство разбитости 2. обсессивный (синдром навязчивости) - развивается на фоне ясного сознания, что вызывает критическое отношение к навязчивым явлениям (бесплодное мудрствование, навязчивый счет, воспроизведение в памяти забывшиеся имена) 3. фобический - фобии представляют собой навязчивое переживание страха с ярко выраженной его критикой 4. ипохондрический - неадекватное отношение к собственному здоровью, озабоченность, обычно сочетается с тревогой и депрессией 5. синдром невротической депрессии - снижен фон настроения, пессимизм носит не общий характер, а ограничено зоной конфликтной ситуации.
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Суббота, 12.02.2011, 15:45 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Профессионально важные качества медсестры 1. отношение к другим людям и обществу в целом (эгоизм-гуманность, доброжелательность-негативизм, правдивость-лживость, брезгливость-небрезгливость, тактичность-бестактность, чуткость-нечуткость) 2. отношение к труду (трудолюбие-леность, аккуратность-неряшливость) 3. отношение к самому себе (застенчивость-цинизм, требовательность-самоуспокоение) 4. отношение к собственности (щедрый-жадный, аккуратность-неряшливость)
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Среда, 16.03.2011, 19:39 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Психология общения с пациентом. Психология проведения сестринских манипуляций. Общение – процесс не только передачи информации, а взаимопознания и взаимовлияния между людьми. Виды общения: вербальное (речь), невербальное (жесты, мимика, пантомимика). Типы общения: монолог, диалог, личностно ориентированное общение, при помощи ролей и масок (роль медсестры, врача, мужа, жены, маска зайца, заезженная пластинка). Общение бывает непосредственное (глаза в глаза) и опосредованное (телефон, интернет, письма). Дистанции: 1.публичная – при проведении мероприятий, расстояние 3,5 метра и более 2.социальная – от 1,2 метра до 3,6 метра, чаще, таким образом, общаются люди занятые одним совместным делом 3.личная – от 45 см до 1,2 метра. Общаются люди имеющие тесный эмоциональный контакт (приятели, друзья) 4.интимная – не более 45 см (супруги, влюбленные, родители и дети). Психология проведения сестринских манипуляций. Психологическая подготовка пациента к обследованию. Перед ожиданием многих процедур пациенты испытывают страх и тревогу. Эти эмоции сопровождаются выраженными вегетативными признаками: повышение АД, учащение пульса, ускорение дыхания, дрожание и тики, расширение зрачков, подъем мышечного тонуса, подавление слюноотделения, бледность, тенденция к опорожнению. Страх осложняет ход обследования: повышение АД и тахикардия могут дать неправильный диагноз. Защитная реакция от страха затрудняет стоматологические вмешательства. Тревога – психическое состояние, аналогичное страху, но при нем человек не знает, чего он конкретно боится. Пациенту необходимо объяснить, что с ним собираются делать, необходимо доступное информирование. Объяснение должно соответствовать образовательному уровню пациента. При проведении болезненной манипуляции медсестра должна сообщить об этом пациенту перед началом манипуляции, а не накануне, при этом выразить сожаление, что не могла поступить иначе. Одним из методов ослабления боли является отвлечение внимания больного. Человек добровольно пускает в свою интимную зону лишь когда доверяет. Медсестра, выполняя профессиональные обязанности, постоянно вторгается в эту зону (особенно когда следит за чистотой, соблюдает правила гигиены у пациентов, особенно у пожилых и тяжелобольных). Психологический уход за умирающими и тяжелобольными. Первая классификация – умирание во времени (В 1969 году Кюблер-Росс): 1.отрицание 2.гнев 3.торг 4.депрессия 5.принятие Вторая классификация – умирание, близость смерти и сама смерть (Эр-Нойес в 1971 году): 1.сопротивление – осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью, в момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает, и человек начинает ощущать спокойствие 2.обзор жизни – происходит в форме панорамы воспоминаний сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающие все прошлое человека. Сопровождается положительными эмоциями 3.трансцендентность (космическое сознание) – люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь.
Мой отдых
|
|
| |
Вулфи | Дата: Среда, 23.03.2011, 17:18 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4232
Статус: Offline
| Синдром эмоционального выгорания. Причины возникновения. Симптомы. Профилактика и лечение. Синдром эмоционального выгорания - это состояние, когда личность не в состоянии осуществлять по-прежнему проф.деятельность. Возможные причины С.Э.В.(Синдром эмоционального выгорания): 1. семейно-бытовые проблемы 2. личностный фактор 3. фактор среды (место работы, условия и т.д.) 4. принижение социального статуса профессии в том числе и материально 5. ограничение активности персонала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных действий (когда инициатива наказуема) 6. непризнание истинных заслуг Симптомы: усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, психосоматические проблемы (колебание АД, головные боли, заболевания ЖКТ, ССС, неврологические расстройства), бессонница, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присущего раньше "это дело на всю жизнь"), тревожное состояние, чувство вины, агрессивность тенденции (гнев и раздражительность к окружающим). Профилактика: главное значение имеет способность выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния эмоциональному выгоранию, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.
Мой отдых
|
|
| |
|